2 октября в России отмечаеться День метростроителя!
Обеспечение надежной радиосвязи является одной из ключевых задач для безопасной и эффективной работы метрополитена. История российского метро началась в Советском Союзе: решение о его строительстве приняли летом 1931 года, а уже осенью 1934-го по путям прошел первый пробный поезд. Торжественное открытие первой линии Московского метро состоялось в октябре 1935 года, соединив станции «Сокольники» и «Парк культуры», а также «Охотный ряд» и «Смоленская».
Долгое время у метростроителей не было своего профессионального праздника. Инициатива учредить такую дату прозвучала осенью 2022 года, и уже в январе 2023-го Президент РФ В. В. Путин подписал Указ об установлении Дня метростроителя, который теперь отмечается ежегодно 2 октября. Сегодня подземкой пользуются жители семи российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары и Новосибирска, и все причастные к этой отрасли отмечают свой праздник, где бы они ни находились.
Метро — это сложнейший инженерный проект, а его строительство и поддержание бесперебойной работы требуют колоссальных затрат и усилий. Без современных систем автоматики, коммуникаций и, в первую очередь, надежной связи его функционирование невозможно.
Первые опыты по организации поездной радиосвязи (ПРС) в СССР датируются 1952 годом. Изначально для этого использовался токонесущий рельс, к которому подключались стационарные и поездные радиостанции на частоте около 100 кГц. Однако эта технология не могла обеспечить ни достаточную дальность, ни удовлетворительное качество связи.
Сегодня, с ростом требований и развитием беспроводных технологий, системы радиосвязи для подземных объектов становятся все более значимыми, постепенно вытесняя устаревшие проводные решения.
Ключевые функции современной системы радиосвязи для метро:
Для стабильной работы связи под землей применяется специальный радиоизлучающий кабель, выполняющий роль антенны.
Как выбрать систему?
Выбор конкретной системы и стандарта связи требует индивидуального подхода. Для этого необходимо разработать техническое задание, которое четко определит цели и задачи системы, и уже на его основе проводить технико-экономические расчеты.
Таким образом, подбор системы связи для строительства и эксплуатации подземных сооружений — это комплексная задача, которая решается индивидуально под каждый проект и может быть реализована различными техническими средствами.